Свадьба

      

     Вернемся к тем моментам арзгирской свадьбы, которые предполагают добровольное согласие родителей.

 

 

 

 

 

 

 

      

     Накануне свадьбы, за 2-3 дня, в доме невесты пекли "шишки" - сдобное печенье, напоминающее по форме сосновую шишку. Затем невеста ходила с подругами по селу и вручала "шишки" приглашаемым на свадьбу гостям. Когда наступал день свадьбы, невесту одевали в самый лучший наряд и плели одну косу, убирая волосы лентами, цветами, бусами. Жених в это время собирался ехать за невестой; его сопровождала "дружина" из парней-односельчан, которую возглавлял "старший боярин". Родители благословляли жениха иконой Христа Спасителя, а чаще - Николая Угодника. Телеги, подводы - так называемый "свадебный поезд"- обсыпали перед дорогой хмелем, деньгами, орехами. По дороге к дому невесты "поезд" обязательно останавливали: перекрывали путь веревкой, лентами, бревном. Достаточно было положить на дорогу шапку или горсть соломы, чтобы остановить процессию. Поезжане должны были заплатить выкуп - деньгами и водкой. Перед домом невесты ворота оказывались тоже закрытыми, и начинались переговоры с матерью невесты за право въехать во двор. В итоге мать выходила за ворота в вывернутом наизнанку тулупе и подавала жениху поднос с четырьмя рюмками водки: одну из них он выпивал, а три выливал через правое плечо, через левое и под ноги. В это время две свахи (со стороны жениха и невесты), каждая с хлебом и зажженной свечой в руках, ставили на порог правые ноги и склеивали свои свечи - в знак объединения очагов двух родов.

 

 

 

 

 

 

     Гостям на свадьбе пришивали цветы и давали платочки молодежи. Пожилых женщин перевязывали  платками, мужиков - полотенцами и прикрепляли  цветок.

     Перед отъездом к невесте отец и мать  платочками выводят наряженных лошадей, запряженных в тачанку или сани,   в которых находятся жених с молодежью , свашка,  дружко, боярин.

   Во дворе невесты боярин водит молодых, все трое держатся за 1  платочек. Дружко выкупает место для жениха у дружки невесты. Кроме того, с женихом идет «Светилка»- девчушка с цветами (крокис- бессмертник) , которая садится рядом с женихом.                          

     Затем следовал обряд, называемый "Выкуп косы": жених с дружиной выкупал косу невесты у ее младшего брата или сестры. Мальчик сидел перед столом с рубелем и качалкой и уходил только тогда, когда ему платили выкуп. Сваха брала ножницы, перевязанные красной лентой, отрезала у невесты прядь волос и клала на деревянный поднос, который вручался жениху. (В более давние времена косу невесты мог перерубить саблей дружок жениха). Невесту в родительском доме благословляли иконой Божьей Матери. Потом родители становились лицом к дороге и благословляли путь, посыпая его свяченым (на Маковей) маком. Выезжающих со двора молодых мать невесты обсыпала хмелем, конфетами, деньгами.

 

                                                Обязательный атрибут свадебного стола,    

                                                  каравай, выпекался в виде чаши, в 

                                                   середину которой вкладывали две

                                                   ложки, связанные красной лентой.

 

      Эти ложки связанными молодые должны были хранить целый год.        Во время свадьбы происходил обмен подарками: невеста дарила свекрови платок, свекру - пояс, жениху - вышитую сорочку (косоворотку), остальным родственникам жениха - полотенца или салфетки. Жених дарил теще полушубок, тестю - сапоги. Гости одаривали молодых, когда сваха подходила к ним с подносом, на котором лежала "шишка" и стояла рюмка водки. Гость брал угощение, а взамен должен был положить на поднос деньги или подарок. Постель для новобрачных стелили в чулане, на соломе, с мешками зерна в головах, желая им достатка. Свахи перед этим снимали с невесты кисейное покрывало (фату) или же это делал дружка во время танца, сбрасывая его плетью и кидая на печь. Покрывало подхватывала свекровь и, протанцевав с ним танец, удалялась в "комору" (сени, чулан), откуда выходила с чепцом и платком. Волосы новобрачной убирали под чепец, разделяя косу надвое хлебной коркой, сверху надевали нарядный, чаще красный с набойкой платок, в котором молодая выходила к гостям на следующее утро.

 

Не та мила, что хороша, а та хороша, что к сердцу  пришла.

  В основу работы положены  воспоминания старейшей колхозницы Иващенко Екатерины Романовны, восьмидесятилетней  жительницы  с. Арзгир,  живущей по улице  Черняка, 28.

   13 августа 2007г ей исполнилось 80 лет.

Свадебная церемония                             Поздравления молодым

  Домашняя страница

  Сватовство

  Свадьба

  Венчание

  Ритуал венчания

  Факты...

  Годовщина свадьбы

  Мы вместе 50

  Поздравляем

  Семья, родители

  О себе

 

 

Сайт управляется системой uCoz